Невидимые двери для магазина
В Голландии достаточно много магазинов, в которых вместо входных дверей используют специальные воздушные завесы.
Верите ли вы, что бережливые голландцы, которые зимой в своих домах отапливают лишь гостиную, могут держать двери своих магазинов открытыми сутки напролет в любое время года? В ущерб экономии электро- и тепловой энергии, лишь бы привлечь как можно больше посетителей? Нет? Напрасно. В Голландии достаточно много магазинов, в которых нет входных дверей. Владельцы избавились от них для удобства клиентов — не надо толкать или ждать, когда автоматические двери откроются.
Отсутствие дверей особенно заметно зимой, когда идешь вдоль торговой улицы, заходишь в первый попавшийся магазинчик и чувствуешь себя как-то непривычно. Оборачиваешься — и понимаешь, что дверей у магазина нет! Или двери есть, но они открыты. При этом внутри тепло, и продавщицы ходят в одежде с коротким рукавом, в то время когда на улице снег. Так в чем же секрет? Все очень просто: в данных случаях на входе используется воздушно-тепловая завеса — специальный подвесной кондиционер, образующий «невидимую дверь». Поток воздуха, создаваемый вентилятором завесы, служит границей разных температур, то есть не позволяет теплому воздуху покидать, а холодному проникать и выхолаживать обогреваемое помещение. Таким образом, потери тепла, которые возникают в результате утечки теплого воздуха через дверные, оконные и другие открытые проемы, сводятся к минимуму. А если точнее, то теплопотери здания при открывании дверей реально снизить до 80–90%. В летнее время завеса не дает проникать теплому воздуху в кондиционируемые помещения, а также служит преградой от пыли, дождя и насекомых. Кроме того, завеса защищает помещение от выхлопных газов с улицы и неприятных запахов. В итоге улучшается микроклимат помещения, исчезают сквозняки, а главное, уменьшается нагрузка на кондиционеры, позволяя им работать дольше.
Помимо магазинов завесы можно использовать в кафе и ресторанах, в киосках и палатках, а также на крытых рынках, в складских и в любых общественных помещениях, где двери часто открываются и закрываются.
Устройство завес
Впервые тепловые завесы появились в США, затем довольно быстро приобрели популярность в Европе и примерно с 1993 года стали распространяться в России.
Чаще всего завесы устанавливаются над дверным проемом горизонтально (на высоте до 3,5 м) или возле него вертикально (при ширине от 1 до 3 м). Корпусы воздушных завес обычно изготавливают из стали, а снаружи используют покрытия из полимерных материалов. При выборе завесы самое главное — не ошибиться с длиной корпуса. Важно, чтобы поток воздуха охватывал проем полностью, не допуская малейших пустот, и точно достигал пола.
В зависимости от структуры нагревательного элемента завесы разделяются на два типа: электрические и водяные. В первом случае используется трубчатый электрический нагреватель (ТЭН), во втором — нагревательная труба, к которой подводится горячая вода (как правило, используется центральное теплоснабжение). Чем выше температура воды, тем больше теплоотдача и эффективность воздушной завесы. Для эффективной работы устройства и в первом, и во втором случае относительная влажность воздуха при температуре 20°С должна быть максимум 80%, а содержание в воздухе пыли и других примесей — не более 10 мг/кв. м. Что касается температуры, то завесы с электрическим источником тепла могут работать, когда за окном -20°С, а вот водяные справляются, только когда за окном не холоднее -10°С. Плюсовая температура для двух типов должна быть не выше +40°С. Но даже если температура и выше, бояться не стоит, завесы имеют защиту от перегрева. Мощность электрических завес колеблется от 1,5 до 6 кВт, водяных — от 8,5 до 45 кВт. В зависимости от мощности «воздушный барьер» может потреблять от 0,1 до 1 кВт электроэнергии в час.
Производители и цены
Компаний, выпускающих завесы, предостаточно. Как правило, «воздушные барьеры» — лишь один из видов ассортимента таких компаний наряду с другой климат-техникой. В Голландии ретейлеры широко используют устройства собственных производителей под брендами MARK, GELU (у нас известны как FRICO, так как именно этой шведской компании принадлежат права на данный бренд), ITHO, Kamphuis. Из всего вышеперечисленного к нам в Россию попали, пожалуй, только завесы MARK и GELU. «В России превалируют крытые торговые центры, — разъясняет менеджер по экспорту MARK Klimaattechniek Леон Мурман (Leon Moerman). — В Голландии нет торговых центров в таком масштабе, поэтому у вас воздушные завесы используют реже». Возможно, и так. Но помимо этого наши ретейлеры могут приобрести такую технику и у отечественных производителей, что обойдется значительно дешевле. Так, в зависимости от мощности и конструкции стоимость воздушно-тепловых завес MARK составляет от 1200 до 7000 евро. Тогда как нижний порог цен, скажем, на завесы «Тепломаш» составляет 150 евро. Цены на электрические завесы ниже, чем на водяные. Зато содержание электрического кондиционера обходится дороже, поэтому их используют преимущественно в небольших помещениях, а водяные — в складских ангарах и супермаркетах.
Кому и зачем это нужно?
Перечислить все голландские магазины, использующие «невидимые двери», сложно. Среди наиболее крупных ретейлеров их очень активно используют Kruidvat (аптечно-парфюмерная сеть) и Lucardi (ювелирная сеть). В последний пример трудно поверить, но это факт: дорогая бижутерия, изделия из золота и серебра продаются в магазине без двери! Что может быть проще? Хватай и беги! Впрочем, по словам продавца одного из магазинов Marike ten Brink (Марике тен Бринк), таких случаев у них в магазине не было, а грабеж средь бела дня — нонсенс. А вот отсутствие дверей позволяет еще с улицы привлечь внимание покупателя содержанием магазина, которое хорошо видно в проем. Кроме того, это создает покупателям иллюзию, что для них двери всегда открыты. А о том, как это удобно для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и молодых родителей с колясками, и говорить не приходится. Для небольших магазинов отсутствие дверей или их постоянная открытость позволяют немного увеличить рабочее пространство. Часть ассортимента выставляется вдоль дверей и на улице вдоль витрины.
Где собака зарыта
Может показаться, что использовать воздушно-тепловые завесы дешево и сердито. Однако не все так просто. Вряд ли многочисленные организации по охране окружающей среды, которых в Европе предостаточно, обойдут стороной открытую дверь магазина при работающем кондиционере. И действительно не обходят. Но пока дело ограничивается лишь пропагандой. А вот, например, в Нью-Йорке уже штрафуют. Прошлым летом таким образом наказали ряд магазинов, которые ранее получили предупреждение, но двери так и не закрыли. «Держать все время открытой дверь магазина без использования воздушной завесы, безусловно, более энергозатратно и по нынешним меркам уже смахивает на преступление», — рассуждает Леон Мурман. «Держать дверь закрытой и не использовать воздушную завесу менее затратно, но если дверь открывается 15 раз в минуту, потери будут значительными». Где же выход? Оказывается, на поверхности. Компромисс был найден независимым Фондом по охране окружающей среды в Гааге и прилегающей к городу территории (Haags Milieucentrum). В ноябре 2010 года фондом были опубликованы результаты исследования использования открытых дверей и воздушных завес. «Наша группа заключила, — говорит проектный менеджер Haags Milieucentrum Амбер ван дер Ланс (Amber van der Lans), — и для окружающей среды, и для кошелька ретейлера все-таки более эффективно не „держать двери нараспашку“, а использовать автоматические двери (smart doors) и воздушные завесы одновременно, соединив их между собой специальным датчиком». Это маленькое связующее звено, с виду напоминающее что-то среднее между вентилятором и камерой наружного наблюдения, устанавливается на входе на улице, рядом с вывеской. Благодаря этому устройству воздушные завесы начинают работать только тогда, когда автоматические двери раскрываются, блокируя проникновение холодного зимнего или горячего летнего воздуха внутрь. Кроме того, оно реагирует на температуру воздуха и регулирует температуру и мощность воздушной струи.
Более того, сотрудники фонда доказали, что при замене «невидимых дверей» автоматическими число посетителей не снижается. Другими словами, ставка маркетологов на то, что при отсутствии дверей в магазин зайдет больше покупателей, — обычное заблуждение. Конечно, приобретение подобного «комплекса» не каждому предпринимателю будет по силам. В Голландии, скорее всего, данная инсталляция будет субсидироваться муниципалитетом. Проект находится в стадии разработки. России, наверное, до подобных внедрений еще далеко.
Источник: Торговое оборудование в России